Не переступить черту

В Москве прошла международная Тургеневская конференция, где Елена Ронина отвечала за театральный круглый стол. Тема встречи »Современное прочтение Тургенева на московских театральных сценах»

Вот что написала Елена об этом мероприятии на своей страничку в ФБ:

Это была сложная задача: Собрать режиссеров в один круглый стол, разговорить их, узнать «почему»?! Почему Тургенев и почему такая форма?
К нам в гости пришли три театра: АпАРТе, Бенефис и Мастерская П. Фоменко. Ждали еще театры им. Маяковского, им. Моссовета, МХТ. Но дела, спектакли, причины уважительные, так что мы не в обиде.
Сразу могу сказать, что разговор получился очень искренний, доверительный. Надеюсь, что многое почерпнули для себя и наши тургеневеды, и создатели спектаклей.
Итак, почему Тургенев? Хорошо ответила на этот вопрос Анна Неровная, гл режиссер театра Бенефис.
-Захотелось света! Чтобы было солнце!
Ох, как хорошо сказано! И сразу мне вспомнилась Вера Глаголева. Ведь после съемок фильма «Одна война», ей как раз хотелось найти материал, на котором можно было отдохнуть. Неспешно поговорить о вечном в интеллигентной манере и красивых интерьерах.
Как же приятно, когда театры понимают, свет- это Тургенев.
Задала вопрос: Тургенев написал порядка 10 пьес. Почему же к постановке вы выбираете повести и романы? Почему не пьесы?
И вот вам ответ, который меня очень удивил:
— Пьесы сложно переделывать: сокращать, убирать персонажей и так далее. Не то, что романы. Там поле для деятельности огромное. И для фантазии тоже.
Ну что ж, понятная история. У каждого режиссера свой взгляд. Он хочет донести свое видение материала, а для этого нужен простор. Видимо, он есть в романе.
-Почему именно это произведение взято к постановке?
Катя Смирнова (Мастерская П Фоменко) рассказала, что несколько лет назад мастер дал молодым артистам полный карт-бланш.
— Жду от вас этюды, присмотритесь к Тургеневу, -вспоминает Катя слова Петра Наумовича. Как приятно, что Фоменко любил и помнил Тургенева. Как это важно для нас!
— Героям повести «Вешние воды» было по 22 года, наши ровесники, это решило все.

-«Отцы и дети» — тема вечная, но хотелось перенести терзания и метания героя в день сегодняшний, — рассказал гл режиссер театра АпАРТе. Интересно, что сначала театр репетировал знаменитую пьесу Фрила, но потом все-таки вернулись к первоисточнику. Не хватало текста. Как же здорово, что театры держатся за тургеневские тексты, относятся к ним бережно.

Лилия Соловьева, исполнительница роли Одинцовой отстаивала свою точку зрения.
-Холодная, но страстная. И мы точно не знаем, что ей пришлось пережить. Я показываю женщину, которая борется со своими чувствами, которая многое пережила, ей сложно поверить мужчине, сложно полюбить.

-Современная постановка. Как сделать, чтобы она не стала пошлой, вульгарной? Где та грань?
За всех ответил Любимов:
— Вопрос культуры. Или она есть, или ее нет. Там и будет проходить грань. Есть вещи, которые я никогда не смогу себе позволить.
И эта абсолютная правда. Несмотря на кроссовки, свиншоты, песни Высоцкого, спектакль в АпАРТе
смотрится очень целомудренно, и очень по-тургеневски.

— Анна, «Другой Тургенев. Актриса». (Спектакль по повести «Клара Милич. После смерти.) С чем связан такой выбор? Дань моде?
- Нет. Мне было интересно. Эта история меня захватила, хотелось попробовать, сделать спектакль с использованием пластики, других форм. И знаете, получилось! Спектакль — очень успешный.

— Герой Базарова. Тургенев видел в нем Пугачева. (И вторя мне, вопрос из зала от доцента Ковиной — «А где же волосатость Базарова?»)
— Все-таки дело в характере, во внутреннем мире, в умении передать. Жизнь идет вперед. У каждого поколения свой Пугачев. Мы показали современного героя. (Андрей Любимов)

— Уважаемые гости, а ходите ли на спектакли своих коллег?
Выяснилось, что практически не ходят. Но как мне показалось, крепко задумались над этой темой, и общим решением стало сходить, посмотреть, перенять опыт.

Важный разговор получился! Была возможность тургеневедам задать свои вопросы творческим коллективам театров, дать свои оценки и советы. Режиссеры, в свою очередь, говорили о том, что театры разобщены, что нужно быть вместе, рядом, интересоваться жизнью друг друга. Сплачиваться, дружить.
Говорили почти два часа, и сложно было разойтись. Как все же важно разговаривать, делиться идеями, мыслями.
Уважаемые деятели искусства, не забывайте: Специалисты, занимающиеся творчеством Тургенева, могут подсказать, направить, дать толчок, прислушаться к их мнению совсем даже не вредно.
Надеюсь, такие круглые столы станут для нас постоянными.
Еще раз всем спасибо
Ваша Елена Ронина